Банковская гарантия, что это такое, виды гарантий и процесс получения

Банковская гарантия – сложная юридическая конструкция разработанная специально для обеспечения договорных и финансовых обязательств участников сделки. Суть механизма сводится к вовлечению в двустороннюю сделку независимого лица — Гаранта. Наиболее часто, в качестве Гаранта выступает банк. Банковская гарантия оформляется в виде документа. Прогрессивное решение позволяет покрывать коммерческие риски без «заморозки» активов или сокращения оборотного капитала. В результате один из участников соглашения получает надлежащий уровень защиты.

Краткий экскурс

К пониманию банковской гарантии можно прийти в ходе изучения природы хозяйственных сделок. Заключая договоры, участники принимают на себя специфические риски. Заказчики нередко сталкиваются с недобросовестностью подрядчиков, а покупатели – с обманом продавцов. Нарушения выражаются в частичном или неполном исполнении договоров, поставке некачественной, некомплектной продукции, срыве сроков. Если до завершения сотрудничества исполнитель обанкротится, заказчик рискует потерять перечисленный аванс.

В условиях цикличной экономики банковская гарантия стала надежным способом защиты. Инструмент успешно используется в системе государственных, корпоративных и муниципальных закупок. Этот способ востребован во внешнеторговой деятельности, производственной сфере.

Бессменным лидером рынка является Сбербанк России. В первом квартале 2018 года объединение гарантировало исполнение контрактов на общую сумму около 23 миллиардов рублей. Крупными игроками являются ВТБ, «Банк Восточный», «Держава», «Промсвязьбанк» и другие.

Привлекательность механизма обусловлена:

  1. Доступностью. Обратиться за услугой в банк могут не только крупные корпорации, но и представители малого бизнеса. Стоимость обеспечения варьирует в пределах 2 – 5 % в год от суммы гарантии.
  2. Надежностью. Выдача гарантии уже свидетельствует о финансовой стабильности и добросовестности участника. Перед одобрением заявки кредитная организация проводит многоступенчатый анализ. Проверка затрагивает деловую репутацию, опыт в исполнении аналогичных договоров, оборачиваемость капитала, конфликтность.
  3. Экономической целесообразностью. Зачастую альтернативой банковской гарантии становится залог денежных средств. Этот механизм неизбежно приводит к «заморозке» части оборотного капитала на счетах. Перечисление крупных сумм непосредственному участнику сделки провоцирует злоупотребления. Недобросовестный заказчик получает возможность необоснованно налагать штрафы. В случае же банкротства держателя залога подрядчик теряет свои деньги. Банковская гарантия снимает такие риски и позволяет бизнесу планомерно развиваться.

Официальное определение термину дает статья 368 ГК РФ. Норма связывает инструмент с основным договорным обязательством. Сделка с банком носит производный характер, а ее целью является защита участников от потерь. Каждая из сторон имеет строго определенный статус.

НаименованиеРольПраваОбязанности
Принципал Этот участник является исполнителем основного обязательства (подрядчиком, поставщиком). Именно его добросовестность гарантируется заказчику

Принципал обращается в кредитную организацию за обеспечением. Он становится непосредственным клиентом банка, оценивает выдвинутые условия, оплачивает услугу.

Выбор обслуживающего объединения принадлежит принципалу. Принуждать его к заключению договора с конкретной организацией бенефициар не вправе

Исполнитель должен перечислить банку вознаграждение до выпуска гарантии. В большинстве случаев участнику приходится подтверждать платежеспособность, выдавать кредитной организации вексель, оформлять залог, недвижимости, ценных бумаг или вносить депозит в 10 – 100 % от суммы покрытия. Обычно вклад принимают от клиента на стандартных условиях. За пользование деньгами банк начисляет проценты. Исключение предусмотрено для депозитов, переданных гаранту в качестве залога.

Определенные преимущества предоставлены участникам закупок в рамках закона 44-ФЗ. Таким клиентам банки выдают гарантии до 50 – 100 миллионов рублей в без залоговом режиме.

Отдельного внимания заслуживает поручительство. Оно выступает в качестве альтернативы депозиту, векселю либо используется с такими инструментами в связке

Гарант При наступлении обстоятельств, указанных в гарантии, банк выплачивает компенсацию. Расчет возмещения производится по заранее утвержденной формуле. Покрытие охватывает договорные штрафы, пени, а также прямые и косвенные убытки бенефициара

В случае выплаты заказчику компенсации у банка появляется право регрессного требования (ст. 379 ГК РФ). Кредитная организация может взыскать с недобросовестного принципала причиненный ущерб в судебном порядке.

В большинстве случаев банк выдает безотзывную гарантию. Однако статья 371 ГК РФ допускается и иные формы

При получении требования от бенефициара банк немедленно уведомляет принципала. Обращение рассматривают, проверяют соблюдение условий. Если заявка обоснована, производится выплата в пределах суммы, на которую выдана гарантия. Предъявлять претензии в рамках базового договора запрещено. Кредитной организации нельзя настаивать на судебном разбирательстве между бенефициаром и принципалом, требовать подтверждения исполнения основного контракта
Бенефициар По основному обязательству эта сторона выступает заказчиком или покупателем. Участник признается выгодоприобретателем по гарантии При нарушении принципалом базового контракта у бенефициара появляется право на денежную компенсацию. Требование направляется гаранту с использованием утвержденной формы Для предъявления требования бенефициару надлежит заполнить заявку. Бланк утвержден правительственным постановлением № 1005 от 08.11.13. В качестве приложения необходимо направить расчет суммы, а также документы, свидетельствующие о нарушении. Участник обязан действовать добросовестно, передавать только полную и достоверную информацию (ст. 375.1 ГК РФ)

Таким образом, банковская гарантия – это обещание финансовой организации покрыть убытки, причиненные заказчику недобросовестным исполнителем. Ее нельзя признать самостоятельным договором. Отношения носят вероятностный характер. Право требования появляется только при возникновении оговоренных заранее обстоятельств. Обратиться за выплатой бенефициар может неоднократно в период действия гарантии. При этом обязательство банка не имеет акцессорной природы. Это означает, что для получения компенсации заказчику достаточно соблюсти формальные условия. Гарант не будет вникать в суть отношений по основной сделке.

Правила реализации механизма на практике определены шестым параграфом главы 23 ГК РФ. Обязательными пунктами документа признаны:

  • дата выдачи и срок действия;
  • точные сведения о принципале, бенефициаре, гаранте;
  • ссылка на основной контракт;
  • правила расчета компенсации;
  • перечень обстоятельств, наступление которых влечет выплату.

Действительной считается сделка, оформленная в простом письменном виде. Напомним, что к таковому относят не только бумажные, но и электронные документы, удостоверенные цифровой подписью. Дополняют нормативную основу отраслевые законы № 44-ФЗ от 05.04.13, № 185-ФЗ от 21.07.07 и № 223-ФЗ от 18.07.11. Большое значение имеют правительственные постановления № 440 от 12.04.18 и № 1005 от 08.11.13.

Выдача банковской гарантии во многом сходна с кредитованием. Финансовая организация проводит комплексную проверку принципала. Стоимость услуги напрямую зависит от уровня риска. Если принципал готов предоставить банку ликвидный залог, вознаграждение составит 1,3 – 3 % в год от общей суммы обеспечения. На стоимость влияет финансовое положение компании, состояние экономики, политика банка. С проверенными клиентами кредитные организации работают на индивидуальных условиях.

Для участников закупочной деятельности действуют программы лояльности. При работе с организациями, попадающими под регулирование законов 44-ФЗ, 185-ФЗ и 223-ФЗ, риски снижаются. Государственные, муниципальные и корпоративные заказчики устанавливают жесткие требования к исполнителям. Для таких принципалов разрабатываются системы оперативной беззалоговой выдачи гарантий. В рамках экспресс-программ предоставляется обеспечение на сумму до 150 миллионов рублей (в зависимости от банка). В некоторых случаях от клиентов требуют внесения минимального депозита в 10 – 20 % от общего покрытия. Альтернативой или дополнением служит поручительство. Разделить с принципалом ответственность перед гарантом могут генеральный директор или учредитель. После успешного выполнения основного контракта деньги возвращают, обязательства с поручителя снимают.

Виды банковских гарантий

Единой классификации в нормативных актах не закреплено. В практике группировку проводят по целевому назначению.

Тип обеспечения Краткая характеристика
Участие в тендере

Безотзывная гарантия используется в качестве своеобразного фильтра. Отсечение недобросовестных участников производится на начальной стадии конкурсной процедуры. Условие о предоставлении обеспечения существенно осложняет реализацию картельных сговоров. Так, гарантия служит защитой от срыва аукционов, искусственного занижения цены, недобросовестной конкуренции. Победитель тендера не может безнаказанно отказаться от заключения контракта. Убытки заказчика в этом случае покрывает банк. Характерными чертами этого вида гарантий является небольшая сумма и короткий период действия. Покрытие редко превышает 5 % от начальной цены заказа (лота). Срок же истекает в момент подписания договора либо выдачи гарантии на исполнение основной сделки

Возврат аванса Этот вариант обеспечения используется при получении принципалом полной или частичной предоплаты. Заказчик передает деньги до фактической поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. Банк гарантирует покрытие убытков даже при утрате принципалом платежеспособности. Основанием возмещения становится нарушение основного соглашения. Заказчику не нужно доказывать отсутствие возможности вернуть аванс или вступать в длительные переговоры. Ему достаточно подать требование в банк. Деньги вернут сразу, а разбираться с принципалом будет уже кредитная организация. Обратиться за гарантией могут производственные предприятия, подрядчики и др. Покрытие достигает 30 % от цены сделки либо рассчитывается по сумме аванса
Исполнение контракта Гарантия является обеспечением надлежащего выполнения договора принципалом. Банк отвечает перед бенефициаром в рамках строго определенной суммы. В большинстве случаев она не превышает 10 – 30 % от общей стоимости контракта. Период действия обеспечения превосходит срок сделки не менее чем на 1 месяц. При этом условиями соглашения может предусматриваться постепенное сокращение покрытия. Основанием служат акты приемки отдельных этапов работ или партий товара. Суть инструмента сведена к защите от убытков, нанесенных недобросовестным подрядчиком. Банк обязуется заплатить бенефициару договорные штрафы
Исполнение гарантийных обязательств Далеко не всегда ответственность за качество работ или товаров снимается с исполнителя после подписания акта приемки. Так, по договорам дорожного строительства претензии принимают на протяжении 10 – 15 лет. Аналогичная ситуация складывается при поставке дорогостоящего оборудования или выполнения сложных технических работ. Заявить о недочетах заказчики вправе через несколько месяцев или лет. Обеспечением таких обязательств также становится банковская гарантия. Ее выдают на весь период сервисного обслуживания
Уплата таможенных пошлин Законодательство России разрешает не перечислять пошлины при временном ввозе ценностей в страну. Так, под освобождение попадают оборудование, инструменты, материалы, которые по завершении проекта планируется вернуть за границу. Во избежание нарушений режима от импортеров требуют предоставить надежное обеспечение. В случае оставления ценностей на территории РФ банк перечисляет все установленные сборы за недобросовестного импортера
Уплата НДС Налоговое законодательство предусматривает ускоренный порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета. Воспользоваться механизмом могут плательщики, предоставившие надежное обеспечение. Предъявление банковской гарантии позволяет получить компенсацию излишне оплаченного налога до завершения камеральной проверки. Инструмент дает возможность оперативно пополнять оборотные средства и эффективно управлять капиталом. Система исключает риски злоупотреблений. Если по итогам проверки в возмещении НДС откажут, недоимку покроет банк
Добросовестность туроператора Необходимость финансового обеспечения предусмотрена ст. 17.1 закона № 132-ФЗ от 24.11.96. Выплаты по гарантии охватывают возврат денег за услуги, не предоставленные по договору, а также возмещение туристам реального вреда
Классификация финансовых продуктов может проводиться по срокам действия, сумме покрытия, наличию права на отзыв и иным критериям. Порядок применения банковских гарантий в контрактной системе Формирование механизма обеспечения государственных и муниципальных заказов началось с изданием закона 94-ФЗ от 21.07.05 года. Нормативный акт предусматривал три способа защиты от рисков. Участники могли представить полис страхования, оформить безотзывную банковскую гарантию или передать заказчику в залог дорогостоящее имущество. Сначала парламентарии решили отказаться от первого инструмента. Его заменили поручительством финансовой организации. Однако в 2012 году из закона были изъяты упоминания и об этом способе. После многочисленных преобразований в действие вступил новый регламент. Закон 44-ФЗ от 05.04.13 года сделал основным видом обеспечения банковскую гарантию. Стандартные требования к банковской гарантии Ключевые условия установлены статьей 45 закона № 44-ФЗ. Наиболее важным из них считается запрет на отзыв. Банк не вправе отказаться от исполнения обязательств в течение всего срока действия документа. Условие о предоставлении участниками закупки обеспечения устанавливает заказчик в тендерной документации. Разработка положений производится с опорой на статьи 44 и 96 закона 44-ФЗ. Традиционно в закупочном извещении отражают порядок предоставления трех видов гарантий: • на участие в конкурсной процедуре; • на исполнение победителем контракта; • на возврат аванса. Согласно статье 44 закона 44-ФЗ обеспечение заявки на тендер является обязательным, если начальная цена контракта 5 миллионов рублей и выше. Однако правительственным постановлением № 439 от 12.04.2018 планка снижена в 5 раз. Такое расхождение вызывало многочисленные споры. Точку в дискуссии поставил Минфин России. Ведомство опубликовало письмо № 24.06.08/70718 от 02.10.2018 года. В документе указано на дополняющий характер подзаконного акта. Обязанность включать требование об обеспечении заявки возникает при цене контракта в 1 миллион рублей и выше. Если стоимость тендера ниже, решение по предоставлению обеспечения тендерной заявки оставляют на усмотрение заказчика. Обязательство банка должно оставаться действительным в течение 2 месяцев со дня завершения регистрации претендентов. Размер покрытия зависит от стартовой стоимости заказа. Для контрактов от 1 до 20 миллионов рублей сумма обеспечения устанавливается в размере 0,5 – 1 % начальной цены (письмо Минфина РФ № 24-02-05/34911 от 23.05.2018 года). Кандидаты на заказ с большей стоимостью обязаны предъявить гарантию на 0,5 – 5 %. Точный размер устанавливает заказчик. Его можно увидеть в тендерном извещении. Важно! Организации инвалидов и исправительные учреждения обладают преимуществом. Для них установлены сниженные требования к сумме гарантий. Для борьбы за заказ с оценкой свыше 20 миллионов рублей потребуется обеспечение до 2 %. Гарантии на исполнение контракта и возврата аванса предоставляются с учетом правил статьи 96 закона 44-ФЗ. Период действия обязательства банка должен не менее чем на 1 месяц превышать срок основного договора. Размер покрытия варьирует в рамках 5 – 30 % от итоговой стоимости заказа. Если в рамках тендерной процедуры предполагается выплата аванса свыше 30 %, гарантия предоставляется на всю перечисленную принципалу сумму. Жестко оговорено нормативным актом и содержание документа: • размер покрытия; • обеспечиваемое обязательство принципала; • условие о ежедневной оплате банком неустойки в 0,1 % при просрочке перечисления средств; • оговорка о моменте фактического исполнения (дата зачисления денег на счет бенефициара); • срок действия гарантии; • отлагательные условия об обеспечении обязательств принципала, возникших в рамках основного контракта; • перечень документов, предоставляемых бенефициаром для получения выплаты. В отдельных случаях может предусматриваться право заказчика списывать средства со счета гаранта в бесспорном порядке. Реализуется такой механизм, если банк не выполнил требование об оплате в течение 5 суток. А вот включать в текст условие о предоставлении вступивших в силу судебных актов или приемо-сдаточных документов запрещено. Это правило обусловлено не акцессорным характером обязательства. Банк должен выполнить свои обещания, не вдаваясь в подробности взаимоотношений участников договора. Дополнительные требования содержатся в правительственном постановлении № 1005 от 08.11.2013 года. Если документ оформляется на бумажном носителе, все листы прошивают и нумеруют. Важно! Под письменной формой закон понимает как традиционные, так и цифровые документы. Действительность SWIFT-гарантий подтверждена судебной практикой (постановление ВАС РФ № 14 от 23.03.12). Система безопасности Объем закупок в стране постоянно растет. Ежегодно в рамках закона 44-ФЗ размещают заказы на десятки триллионов рублей. Только в 2017 году рынок увеличился на 13 %. При этом сегмент продолжает расти. Внушительный оборот привлекает не только добросовестных коммерсантов, но и мошенников. Инструментом борьбы со злоупотреблениями стали специальные реестры. Так, Министерство финансов РФ формирует единую базу кредитных организаций, наделенных правом выдавать гарантии по правилам статьи 45 закона 44-ФЗ. Требования к таким объединениям устанавливает Правительство России. В постановлении № 440 от 12.04.18 года указаны следующие критерии: • собственный капитал не менее 300 миллионов рублей; • кредитный рейтинг BB-(RU) и выше по классификации рейтингового агентства АКРА и (или) не ниже уровня «ruB-» по шкале «Эксперт-РА». Перечень публикуется на официальном сайте министерства и актуализируется еженедельно. Изменения вносятся на основе сведений ЦБ РФ. Ознакомиться со списками можно бесплатно любому пользователю мировой сети. Важно! Минфин России ведет сразу несколько реестров кредитных организаций. Одним из них является перечень банков, наделенных правом на выдачу гарантий в рамках налогообложения. Требования к таким объединениям заметно жестче. В статье 74.1 НК РФ указано на наличие лицензии, успешного опыта банковской деятельности на протяжении 5 лет, собственного капитала от 1 млрд. рублей. Кроме того, гарант не может находиться в состоянии санации на момент выдачи обеспечения. К отношениям, регулируемым законом 44-ФЗ, статья напрямую не применяется. Заказчикам необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ № 440. Другим инструментом защиты является реестр банковских гарантий. Единая информационная база появилась в 2014 году. Она стала ответом на массовую фальсификацию – порядка 80 % документов об обеспечении оказывались подложными. Недобросовестные банки выдавали гарантии без надлежащей проверки, что приводило к повсеместному срыву государственных заказов. Сейчас подобная практика пресечена. Сведения о каждом новом обеспечении кредитная организация включает в единый реестр. На исполнение предписания отведен всего 1 рабочий день. Система не только защищает от подделки документов, но и дает возможность отслеживать общий объем обязательств банков. В реестр включают сведения обо всех гарантиях, выданных в рамках закона 44-ФЗ. Фиксации подлежат сумма в рублях, дата, срок действия, указание сторон, а также ссылка на тендер и уникальный идентификационный номер. С июля 2018 года база данных перестала быть публичной (ч. 8.1 ст. 45 закона № 44-ФЗ). Это существенно снизило общественный контроль закупок. Ранее указание на наличие банковской гарантии рассматривалось в качестве дополнительного свидетельства финансовой стабильности участника. Теперь для проверки заказчики делают запрос к системе. Заявка оформляется в личном кабинете на сайте ЕИС. Соответствующий порядок закреплен правительственным постановлением № 1005 от 08.11.13 года. Важно! Перед обращением за гарантией принципалам рекомендуют проводить проверку добросовестности банка. Предъявление подложного документа грозит уголовной ответственностью по статье 159 УК РФ. Порядок выдачи гарантий в рамках закона 223-ФЗ Правила корпоративных закупок отличаются от контрактной системы либеральностью. В роли заказчиков здесь выступают естественные монополии, публично-правовые объединения и их дочерние фирмы. Нормы закона 223-ФЗ распространяются на заказы организаций, мажоритарными собственниками которых является РФ, регион или муниципалитет (доля более 50 %). Заказчики наделены широкими полномочиями в определении правил тендера. В полной мере это касается и обеспечения. Наиболее распространенными требованиями к банкам-гарантам становятся: • наличие лицензии на осуществление деятельности; • опыт на гарантийном рынке 1 – 5 лет; • включение в список Минфина РФ по правилам закона 44-ФЗ; • отражение в отчетности банка стоимости активов не ниже планки, установленной в тендерной документации; • положительные финансовые результаты за 1 – 2 года на протяжении трехлетнего периода, предшествующего проведению закупки; • соответствие собственного капитала банка величине, заявленной заказчиком (например, 5 – 10 миллиардов рублей). На критерии оказало влияние длительное применение в закупочной деятельности статьи 74.1 НК РФ. Сейчас корпорации нередко утверждают собственные перечни банков. Претендентам на закупку предложено выбрать из списка любое финансовое объединение. Упоминание кредитной организации в тендерной документации снижает риск отклонения гарантии. Основными отличиями обеспечения, предоставляемого в рамках корпоративной закупки, являются: 1. Отсутствие требования о включении в единый реестр. Специальной информационной базы для гарантий по закону 223-ФЗ не сформировано. Порядок проверки подлинности документа заказчик разрабатывает самостоятельно. Соответствующий раздел включают в положение о закупках. 2. Свобода при расчете покрытия. В правилах проведения корпоративных тендеров нет жесткой привязки суммы обеспечения к начальной стоимости контракта. Заказчик определяет размер покрытия по собственному усмотрению. В большинстве случаев сумма варьирует в пределах 5 – 30 %. 3. Отсутствие гаранта в перечне Минфина РФ. Отраслевой закон не содержит императивных требований о включении банка в федеральный список. Документ может выдать любая кредитная организация с соответствующей лицензией. 4. Запрет на обеспечение заявок на участие в тендерах с суммой менее 5 миллионов рублей. Соответствующее правило закреплено п. 27 статьи 3.2 закона 223-ФЗ. Эта же норма ограничивает размер банковской гарантии на участие в закупках стоимостью более 5 миллионов. Покрытие не должно превышать 5 %. Отсутствие четких предписаний нередко приводит к необоснованному ужесточению условий. Заказчики вводят дополнительные критерии, что вынуждает участников закупки пользоваться услугами конкретных банков. Такая политика негативно сказывается на доступности тендеров для малого бизнеса, препятствует развитию здоровой конкуренции. Перечень документов Требования к оформлению заявки на выдачу гарантии определяет банк. Кредитная организация должна руководствоваться указаниями ЦБ РФ, правилами борьбы с легализацией криминальных доходов и стандартами оценки риска. В базовый пакет входят: • анкета-заявка по форме банка; • регистрационные и учредительные документы юридического лица или ИП; • решение о назначении руководителя, главного бухгалтера; • договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором расположена компания; • паспорта учредителей и генерального директора предприятия; • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2) за текущий период (например, за 1 – 2 кварталы) и итоговая отчетность за последний завершенный год; • ссылка на тендер или проект контракта, по которому требуется гарантия; • разрешение на обработку персональных данных. Настаивать на предоставлении выписки из ЕГРЮЛ сотрудники кредитных организаций перестали. Информация запрашивается службой безопасности с сайта ФНС РФ. Налоговое ведомство запустило онлайн-сервис. Выписки из государственного реестра выдаются бесплатно в электронной форме. А вот справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам могут понадобиться. Банку необходима максимально подробная информация для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости клиента. Проверка принципала Деятельность кредитных организаций жестко регламентирована. Порядок обслуживания клиентов установлен не только нормами ГК РФ, но также рядом отраслевых актов. В число наиболее значимых документов входят: • законы 115-ФЗ от 07.08.01, 395-1 от 02.12.90 и 218-ФЗ от 30.12.04; • конвенция ООН от 11.12.95 (резолюция № 50/48); • постановление ВАС России № 14 от 23.03.12; • письмо ВАС РФ № 27 от 15.01.98.

Поскольку надзорным органом является ЦБ РФ, применению подлежат и его инструкции. Регулятор устанавливает базовые нормативы деятельности, допустимый уровень рисков и иные показатели стабильности банка.

Проверка принципала проводится комплексно и поэтапно:
  1. Законность бизнеса. Менеджер проверяет верность заполнения заявки, комплектность приложений. Далее пакет документов отправляется в юридический отдел. Здесь собирают информацию о регистрации, наличии у клиента лицензий, допусков СРО, разрешений. На этой стадии оцениваются полномочия руководителя или представителя, изучаются учредительные документы. Негативным фактором станет наличие у директора судимости, административных взысканий. Недопустимым является осуществление полномочий дисквалифицированными должностными лицами. При необходимости представители банка запрашивают дополнительные справки.
  2. Финансовые показатели. Специалисты аналитического отдела исследуют бухгалтерскую и налоговую отчетность потенциального клиента. Внимание обращают на обороты, долю расходов, чистую прибыль, стоимость активов, объем обязательных отчислений. Немалое значение имеет и наличие у фирмы (предпринимателя) резервных фондов. Преимущество имеют клиенты, открывшие в кредитной организации расчетные счета. Тревожным сигналом признается частое обращение предприятия за краткосрочными займами и нерациональное использование средств.
  3. Платежеспособность. Проверка включает запрос кредитной истории, оценку справок о расчетах с бюджетом и государственными фондами. Причиной отказа в предоставлении гарантии нередко становятся внушительные задолженности по коммунальным услугам, налоговые недоимки, просрочки по займам. Отрицательно сказываются на общей оценке и открытые судебными приставами исполнительные производства. Подтвердить платежеспособность позволяет залог недвижимости, ценных бумаг или иного ликвидного имущества. Кроме того, принципалу предоставлена возможность внести обеспечительный депозит на специальный счет.
  4. Деловая репутация. На решение банка влияет количество судебных разбирательств с контрагентами, опыт в исполнении хозяйственных контрактов, авторитетность компании на рынке. Информацию собирает служба безопасности из открытых источников.

Рассчитывать на удовлетворение заявки не стоит организациям, находящимся в стадии ликвидации, реорганизации, банкротства. Повлиять на решение банка может также назначение выездной налоговой проверки. Неопределенность будущего компании является негативным фактором. Отрицательно скажется на исходе дела и отсутствие фирмы по юридическому адресу.

Продолжительность рассмотрения обращения зависит от программы. Участников государственных или муниципальных закупок стараются обслужить в течение 2 — 5 дней. Взаимодействие сторон полностью переведено в цифровой формат. Если речь идет об обеспечении коммерческого контракта, проверка займет несколько недель.

Согласование текста банковской гарантии

Обращение принципала в кредитную организацию – первый шаг к заключению договора. После одобрения заявки банк предоставляет проект гарантии. Одновременно должны быть предложены для ознакомления макеты обеспечительных контрактов и расчет полной стоимости услуги. Если предложенные условия заявителю не подходят, он вправе отказаться от сотрудничества. Одобрение текста становится основанием для перехода к заключительной стадии. Стороны подписывают договор, банк выпускает гарантию, а затем направляет ее бенефициару.

Согласовывать текст документа с заказчиком не требуется. Нормативными актами такой механизм не предусмотрен. В законе 44-ФЗ упоминается о процедуре рассмотрения уже выданного документа. Проверить подлинность обеспечения и соответствие его установленным правилам бенефициар должен в течение 3 рабочих суток. Период отсчитывается с момента поступления гарантии.

Тем не менее, юристы рекомендуют отправлять проект на предварительную оценку заказчика. Простая мера предосторожности в разы снизит риск отклонения документа. Практика показывает, что даже неудачные формулировки могут стать причиной отказа. Так, споры возникают относительно описания порядка выплат. Конфликты разгораются при толковании фраз, используемых для определения момента реализации права бенефициаром. Банки считают таковым день получения заявки на компенсацию (второй пункт статьи 374 ГК РФ). Заказчики же напоминают о систематических задержках почтовых отправлений. Свою позицию они выстраивают на положениях статьи 194 ГК РФ. Согласование позволит исключить расхождения в толковании текста банковской гарантии.

На правах заключения

Банковская гарантия – это финансовый продукт, разработанный специально для снижения нагрузки на бизнес. Универсальная система обеспечения позволяет покрывать коммерческие риски по хозяйственным договорам. Инструмент избавляет участников от необходимости резервировать внушительные денежные средства на счетах, защищает от злоупотреблений. Процедура предоставления услуги во многом сходна с кредитованием. Банки ответственно подходят к оценке платежеспособности клиентов. Проверка становится еще одной ступенью допуска к заказу. Недобросовестные участники отсеиваются на этой стадии. Безнаказанно нарушать контракт нельзя. В случае выплаты по гарантии банк приобретает право регрессного требования. Убытки он взыскивает с недобросовестного принципала. Попадает под надзор и сама кредитная организация. Гарант обязан поддерживать финансовые показатели на определенном уровне, контролировать риски, а также регистрировать все свои обязательства в государственном реестре.